Головка блока цилиндров имеет очень важное значение в двигательной системе. Именно в головке блока цилиндров находится газораспределительный механизм, отвечающий за впрыск топлива и последующий отвод отработанных газов. ГБЦ все время работы автомобиля находится под воздействием высокой температуры и высокого давления, возникающего из-за наличия большого объема газа.

Содержание
Типичные заблуждения
Между автовладельцами возникают споры о том, как лучше затягивать головку блока. Одни из них считают, что нужно затягивать головку не до конца. Но это в ряде случаев может привести к падению компрессии в автомобиле, которое произойдет из-за потери герметичности в том месте, где ГБЦ стыкуется с блоком цилиндров. К тому же, могут возникнуть следующие проблемы:
- Прогорание прокладки
- Прорыв отработанных газов из газоотводных труб и цилиндров
- Попадание в каналы цилиндров смазки
- Проникновение различных технических жидкостей
Все эти причины негативно сказываются на работе устройства. В конечном итоге владелец автомобиля может столкнуться с весьма серьезными поломками.
Вторая часть автовладельцев считает, что необходимо затягивать головку блока до максимума. Но на самом деле это еще одно заблуждение. Дело в том, что при чрезмерной затяжке в большей части случаев происходит поломка самой головки. На ней появляются различные трещины, а нередко на головке разрушаются крепежи.
Именно поэтому важна правильная затяжка головки блока цилиндров. От этого зависит нормальное функционирование двигателя. Любые повреждения ГБЦ негативно сказываются на процессах, происходящих внутри мотора.

Особенности работы с гбц
Главной особенностью работы с ГБЦ является наличие несъемных элементов. К ним относятся и седла клапанов, основная задача которых заключается в создании полной герметичности газораспределительного механизма. Важно понимать, что первоначальная сборка всех элементов происходила под воздействием пресса. Из-за этого заменить какие-либо неисправные детали просто невозможно. Отремонтировать детали можно только в сервисных центрах при наличии специального оборудования.
При попытке выполнить ремонт ГБЦ в домашних условиях автовладельцы, не зная о некоторых особенностях элемента, сталкиваются со следующими проблемами:
- Изменение формы головки цилиндра. Это может привести к разгерметизации камеры сгорания и клапанов.
- Неправильный нагрев блока цилиндров, что приведет к поломке головки.
- На поверхности головки зачастую образуются сколы и трещины, что негативно скажется на функционировании двигателя.

Проверка болтов гбц
Проверка болтов ГБЦ заключается в измерении диаметра резьбы болта и длины этого болта. Диаметр резьбы измеряется обычным штангенциркулем. В зависимости от серии элемента, показатели должны соответствовать следующим значениям:
- 4S-FE, серия JZ
Номинальное значение диаметра лежит в диапазоне от 10,8 до 11 мм. Минимально допустимое значение – 10,7 мм.
- 1G-FE
Номинальное значение диаметра – 8,7-8,8 мм. Минимально допустимое – 8,6 мм.
- 2L-TE:
Номинальное значение диаметра – 12,0 мм. Минимально допустимое – 11,6 мм.
Если диаметр меньше минимального или больше максимального, то необходимо заменить болт. Использование неподходящих по размеру болтов может привести к поломке двигателя.
Также важно следить за длиной болта. Во время эксплуатации болты вытягиваются. Даже если разница с необходимым значением длины не совпадает на несколько миллиметров, то использовать данный элемент нельзя. Растянутый болт е может дожать прокладку до необходимого уровня или, что чаще всего, попросту обломиться во время затяжки.

Подготовка к затяжке
Правильная подготовка к затяжке заключается в проверке болтов, а также в проверке чистоты посадочного места. Необходимо внимательно осмотреть всю плоскость блока, где будет устанавливаться ГБЦ. Сперва очистка проводится каким-либо острым предметом, после чего используются специальные автомобильные средства для очищения загрязнений. С их помощью можно убрать не только пыль и грязь, но и остатки тосола и масла.
Перед вкручиванием шпилек необходимо тщательно проверить соответствующие места. Если этого не сделать, то автовладелец рискует столкнуться с капитальным ремонтом своего автомобиля.

Последовательность затяжки гбц
Порядок затяжки ГБЦ должен соблюдаться в полной точности, так как это очень важно для корректной работы двигателя. Также рекомендуется приобрести динамо-ключ и воспользоваться им. Последовательность работ выглядит следующим образом:
- Сперва притягивается головка в центре.
- Только после того, как автовладелец убедился в фиксации головки, следует перейти к краям.
- Если возникают какие-либо трудности с затяжкой, необходимо воспользоваться маслом. После смазывания резьбы болтов все получится. Ни в коем случае нельзя заливать масло в колодец. В будущем эти болты будут разрушены.

Моменты затяжки гбц
Момент затяжки – это определенное усилие, которое прикладывается к резьбовому соединению. Эта сила применяется во время закручивания крепежного элемента. Особенность момента затяжки заключается в ее важности, так как именно он обеспечивает нормальное функционирование агрегатов и узлов.
Существует всего три момента (приема) затяжки ГБЦ:
- Первый прием – 2,0 кгс*м
- Второй прием – необходимо довернуть болты на 90 градусов
- Третий прием – Повторно довернуть болты на 90 градусов

Необходимые инструменты
Для проведения данной работы понадобятся следующие инструменты:
- Штангенцируль
- Линейка
- Динамометрический ключ

Схема
Схема блока цилиндра выглядит следующим образом:

Цифрами обозначен порядок затяжки головок блока цилиндра. Начать следует с центральных головок, после чего переходить к боковым.
Отличием 16-ти клапанных двигателей заключается в том, что есть возможность повторно использовать болты крепления ГБЦ. Однако, есть важная деталь. Использовать их можно только в том случае, если длина головки не будет превышать 95 мм. Если болт растянулся и стал длиннее, то ни в коем случае его нельзя использовать.
Важно! Замер болта производится вместе с шайбой.

Момент затяжки резьбовых соединений таблица
Существует две таблицы моментов затяжки резьбовых соединений.
Если нужно узнать момент затяжки стандартизированного крепежа:

Если нужно узнать момент затяжки нестандартизованного крепежа (в случае, когда отсутствует класс прочности):

Инструмент для замеров
Производители предлагают приобрести несколько типов ключей, которые позволяют облегчить затягивание резьбовых соединений. Чаще всего встречаются следующие виды динамометрических ключей:
- Электронные
- Стрелочные
- Щелковые
Элекронные
Данные ключи имеют самую высокую цену. Но их высокая стоимость полностью компенсируется их отличной эффективностью и надежностью. Большая часть изготавливаемых моделей имеют как звуковые, так и световые индикации. Полного заряда батареи хватает на 55 часов работы. Основное преимущество – довольно легко переключаться между единицами измерений.
Стрелочные
Наиболее простые ключи по своей конструкции. Но и пользоваться ими довольно легко. Основные достоинства данных устройств – простота конструкции. Однако есть и минусы. К ним относят не слишком высокую надежность и высокий показатель погрешности, который может достигать целых 10%. Стрелочные ключи используются для выполнения несложных операций. В профессиональной среде они практически не используются.
Щелчковые
Название ключей обуславливается особому звуку, которое издает устройство при работе. Такие ключи наиболее востребованы у автовладельцев, которые стараются отремонтировать автомобиль собственными силами. Плюсам данных устройств являются их невысокая стоимость и средний показатель погрешности (достигающий 5 %).
Порядок монтажа и демонтажа
Лучше всего производить работы по демонтажу ГБЦ, используя подъемник или смотровую яму. Перед снятием ГБЦ необходимо выполнить следующие действия:
- Снять АКБ и отсоединить все высоковольтные провода от системы зажигания.
- Отсоединить все датчики электронной системы управления мотором.
- Слить все залитые технические жидкости. Рекомендуется заранее подготовить пустые емкости. После этого можно приступить к снятию трубопроводов топливных магистралей, присоединенных к головке.
После данных подготовительных работ можно приступать к снятию главного блока цилиндра. Для этого необходимо сделать следующее:
- В первую очередь снимается декоративная крышка двигателя. Потом снимается защитный кожух ремня ГРМ и сам ремень.
- Ключом на 10 и плоской отверткой снимается крышка головки блока цилиндров.
- Воспользовавшись торцевым ключом на 10, открутить винты крепления ГБЦ к блоку цилиндров.
- После этих действий можно вынуть ГБЦ из его посадочного места. Чаще всего понадобится помощь напарника, так как блок весит довольно много.
Монтаж ГБЦ производится в зависимости от модели автомобиля. Чтобы не допустить ошибок, рекомендуется воспользоваться специальными мануалами.

Рекомендуем к просмотру видео
Более подробно узнать, как производится демонтаж и монтаж ГБЦ, можно в данных видео:
Зачем нужны направляющие втулки
Направляющая втулка – это главный элемент, от которого зависит нормальное функционирование системы «седло-клапанная тарелка». Конструкция данного элемента и материал, из которого он изготавливается, специально подбирались для нормального функционирования клапанного стержня на высоких скоростях, нагрузок из-за высоких температур и практически постоянного отсутствия смазки в системе «клапан-втулка».

Герметик
Жидкие герметики необходимы, чтобы повысить уплотнение прокладки головки блока цилиндра. На рынке они появились достаточно недавно, однако за короткий срок полюбились среди многих специалистов и автолюбителей.
Нанесение герметика позволяет заполнить все неровности и микротрещины. К тому же, они способны устранить течи и предохранить крышку от сдвига.

Все шаги в 2 видео замена прокладки гбц
В данных видео можно увидеть все шаги, которые необходимо выполнить, что правильно произвести замену прокладки ГБЦ на автомобилях, моторы которых имеют 8 клапанов:
16 клапанов: